Джез Сан, является примером воплощения всем известного выражения: «Широко известен в узких кругах», так как его имя и внешность прекрасно знают люди вращающиеся в сфере игорной on-line индустрии и вокруг неё. Конечно, наиболее широко он прославился в игорных кругах после того, как основал проект PKR.com, но, просто необходимо отметить, что его достижения далеко выходят за рамки создания покерного сайта.
Сан – это прекрасный пример гения-самоучки в программировании. В двенадцать лет он получил свой первый компьютер, в шестнадцать - основал свою первую компанию, разработал несколько видеоигр, получивших признание среди пользователей и статус блокбастеров от специалистов, в сотрудничестве с компанией Nintendo создал первый в мире чип для обработки 3D графики, стал первым кавалером ордена Британской империи в индустрии видеоигр, основал PKR и, на данном этапе жизни, он уже в состоянии уделять больше времени себе и своей семье.
У Сана есть своё, оригинальное, видение того, каким должен быть on-line покер, которое выкристаллизовалось из его любви к этой игре и из его собственной концепции, которая делала его продукт самобытным и независимым от того формата, в русле которого работала вся игорная индустрия того времени.
"Когда я только приступал к разработке проекта PKR, моя главная цель заключалась в том, чтобы попытаться приблизить конечный результат, как можно ближе, к игре в покер в реальной жизни, на столько на сколько это было в наших силах", вспоминает Сан.
Будучи заядлым игроком в покер, Сан пытался привнести нечто новое, посредством PKR, ведь, играя в покер за столом с друзьями, человек получает гораздо более широкий спектр позитивных эмоций и опыта, нежели, когда он участвует в той же самой игре, но уже в формате on-line.
"В то время, когда играешь в покер в режиме on-line, вся суть происходящего сводится к внимательному отношению к картам и цифрам. Но, когда вы садитесь за стол в компании своих друзей, вся суть происходящего сводится больше к весёлому времяпрепровождению, ведь помимо игры вы смеётесь, потешаетесь друг над другом, а главное вы пребываете в среде живого общения. Поэтому, я в своём проекте пытался подойти к реализации on-line версии покера, именно в развлекательном ракурсе, чтобы предать ему те качества игры, за которые вы любите покерные посиделки с друзьями", делится своими воспоминаниями Сан.
Что такого же такого уникального в PKR? Ну, хотя бы то, что аватар игрока там – это реальная 3D модель человека и Вы, будучи игроком, даёте команды своему аватару как действовать в той или иной ситуации, поэтому автор проекта считает, что данное исполнение является гораздо более приближенным к реальному общению, чем на других покерных сайтах.
PKR, возможно, одним из последних покерных сайтов, старт деятельности которых произошёл в условиях очень жёсткой конкуренции на рынке, но Сан и его команда придумали нечто необычное, они нашли тот самый ингредиент, который позволил компании не только выжить, а и развиваться до того уровня, на котором она находится на данный момент.
Сан фанатично надеялся на больший успех PKR, но практически сразу после того, как сайт был успешно запущен, Закон о противодействии нелегальной игорной деятельности в США прошёл все требующиеся стадии согласования и вступил в силу. На фоне этих событий было принято решение свернуть свою деятельность в Америке.
"Запуск нашего проекта в Америке стал невероятно успешным событием, и мы, конечно же, не теряем надежды повторить этот успех снова» с горечью говорил тогда Сан.
Но, давайте, вернёмся к истокам его впечатляющей истории, ко времени его первого приобщения к магии мира компьютерного программирования. Отец Сана, который в то время занимался коммерческой деятельностью в сфере импорта и экспорта различных товаров, улучил возможность приобрести в США персональный компьютер и привезти его в Великобританию для Сана, необходимо подчеркнуть, что это был один из самых первых компьютеров имевшихся в наличии, в далёком 1978 году.
"Я был довольно башковитым парнишкой, я увлекался электроникой, всякими заумными изысканиями и научной деятельностью, поэтому, вполне естественно, что компьютеры попали и плотно закрепились в кругу моих интересов", с улыбкой вспоминает сейчас Сан.
Самоучка Сан в очень раннем возрасте выучил языки программирования бейсик и ассемблер и увлекался написанием различных программ, изначально, просто, для себя. В шестнадцать лет он, на время летнего периода, устроился на работу в одну из первых компаний, занимавшихся разработкой и реализацией компьютерных игр, на должность программиста. Вскоре, после получения такого полезного практического опыта, он основал уже свою собственную компанию, которую назвал "Аргонавт" (“Argonaut”).
Первая компьютерная игра Сана, в которой использовалась 3D графика, называлась Starglider и пользовалась огромным успехом у пользователей в 80-х, а также вознаградила своего создателя, первым в его жизни, серьёзным денежным гонораром. Но вместо того, чтобы бездумно тратить заработанные деньги, Сан мудро инвестировал их в свою компанию, нанял добротную молодую команду и дал компании возможность расти самым естественным способом, т.е. без каких-либо инвестиций извне; только успешная реализация производимых игр давала возможности для роста компании.
После того, как Сан добился наиболее впечатляющих достижений, его персона привлекла внимание Президента компании Nintendo, занимавшего этот пост в 80-х годах, Хироши Ямаучи. Сан и его команда фактически разработали обратную сторону систем Gameboy и Super Nintendo и выяснили, как они были построены, не прибегая к помощи экспертов компании Nintendo. В последствии, Сан и команда разработали 3D игры для этих систем и решили лично провести презентацию этих игр для компании Nintentdo.
"Я поехал на выставку потребительской электроники (Consumer Electronics Show - CES) в Лас-Вегасе, подошел к наиболее высокопоставленному представителю компании Nintendo, которого только смог найти, достал портативную видеоигру Gameboy, которая вышла всего за несколько недель до описываемых событий, и никто из сторонних программистов ещё, просто, физически не успел разработать игры под её платформу. Я показал ему нашу 3D-игру для неё и он просто выпал в осадок!", сказал Сан.
Дальше история развивалась исключительно в благоприятном ключе. В тот же день, когда Сан вернулся в Великобританию после CES, ему позвонили из компании Nintendo и пригласили прилететь в Киото для встречи с президентом компании, мистером Ямаучи, чтобы обсудить возможности потенциального дальнейшего взаимовыгодного сотрудничества.
"Это была моя первая большая коммерческая сделка, и я сидел перед, крепко смахивавшим на киношного крёстного отца мафии, боссом компании Nintendo, который разговаривал со мной через переводчика. Он сказал: «Мы заинтересованы в сотрудничестве с вами, мы хотим реализовать несколько проектов 3D-игр, сколько вы хотите?» Я судорожно пытался сформулировать самую крупную сумму, которую только мог, и, в итоге, назвал 2 миллиона долларов. Это была самая невероятная сумма, которую я мог допустить, а он, просто, сказал «Да!», тогда я понял, что если бы я попросил 10 миллионов долларов или, даже, 100 миллионов долларов и, вполне вероятно, что он точно так же хладнокровно ответил бы «Да!». Таким образом, это был мой шанс начать мыслить более масштабно, а я, к сожалению, тогда не был готов к реализации таких возможностей".
После той судьбоносной встречи в Киото, Сан и Ямаучи официально оформили своё сотрудничество, результатом которого стали разработки первых 3D-игр для игровых консолей и разработка первого 3D чипа для консоли Super Nintendo.
Конечно, не должно вызывать удивление то, что карьера Сана полна идей, разработок и продуктов, которые были первыми в своём роде, также она была полна инноваций и, просто, переполнена тяжёлой работой на износ. Когда он был моложе, Сан работал практически двадцать четыре часа в сутки и регулярно засиживался на работе со своей командой до полуночи, но сейчас, когда он достиг столь многого, он в состоянии сбалансировать свой рабочий процесс и уделять больше времени своей семье.
"Я практически постоянно работаю. Честно говоря, даже, если я не нахожусь непосредственно в офисе компании, у меня есть свой собственный офис дома, где я принимаю звонки и электронную почту, и днём и ночью, хотя, конечно, интенсивность мое труда не так велика, как раньше", рассказывает Сан.
Сан всегда будет поддерживать в своей компании предпринимательский драйв и трудовую этику, хотя теперь у него есть отличная команда, трудящаяся над проектом PKR, и, что самое главное, компания уже в состоянии функционировать самостоятельно, без необходимости надзора свыше.
"Весь этот процесс, когда вы предприниматель и пытаетесь запустить в работу новую компанию, довольно сложен и тернист", делится опытом Сан. "Всегда очень трудно отпустить единоличные бразды правления и передать их кому-то другому. Я совершил в этой области огромное количество ошибок в прошлом. Я, то слишком рано, то слишком поздно, вводил и выводил людей на руководящие должности в компании. Поэтому я считаю, что становление бизнеса должно проходить поступательно, методом проб и ошибок, чтобы достичь максимально приемлемого баланса".
Находясь в самом зените своих достижений, Сан осознал для себя одну неожиданную, но, как оказалось крайне очевидную правду о себе, а именно то, что, по сути, он больше «человек с идеями», нежели дисциплинированный функционер на должности генерального директора компании. Это было тяжело признать и осознать.
"Я знаю, что я лучше справляюсь с разработкой новых идей и открытием новых компаний, чем с их дальнейшим управлением, так как я слишком мягкий человек и не могу никого уволить, даже тех кого хочу. Компании для операционного управления требуется гораздо более опытная команда менеджеров. А мне остаётся только заниматься творческой деятельностью, в части разработки новых исходных идей и технологий для их воплощения, собственно, тем, в чём, как я думаю, я по-настоящему хорош", говорит он.